Квартал Побленоу: От промышленной зоны к кварталу художников и центру модных тенденций Ну разве может огурец выглядеть эстетично? Этот вопрос может задать себе каждый, кто первый раз видит башню «Торре Агбар». Днем солнечные лучи отражаются на стеклянном фасаде, и 4000 фрагментов стекла блестят так, как будто они влажные. С наступлением темноты башня светится синими и красными красками и становится похожа на гигантскую лампу. Здание высотой 142 метра спроектировал архитектор Жан Нувель. Его строительство закончилось в 2004 году, сейчас здесь находится центральный офис компании по снабжению Барселоны водой. Здание стоит на площади Глориас-Каталанес, на переcечении авеню Диагональ и центральной улицы города Гранд Виа де лес Кортс Каталанес, в старом промышленном районе Побленоу. В 19 веке здесь размещались предприятия легкой и металлургической промышленности, здесь было шумно и грязно. Да и сегодня на улицах Побленоу чаще попадаются на глаза лакокрасочные мастерские, чем уличные кафе. Однако за потертыми фасадами скрывается новая жизнь, красочная и модная. Башня «Торре Акбар» символизирует перемены, которые произошли не только в квартале Побленоу, но и во всем городе. В начале 21 века в Побленоу потянулись художники и дизайнеры, архитектурные бюро и компьютерные фирмы. Один из таких переселенцев, художник Хуан Медина, рассказывал мне три года назад в своей мастерской о удивительных переменах в квартале. Сначала сюда перебрались несколько художников, в поисках дешевых квартир и мастерских. За ними устремились другие, пока не собралась критическая масса. «С тех пор Побленоу изменился », говорит Медина. «Когда приходят большие деньги, художникам снова надо сниматься с мест и искать новое пристанище, ведь цены снова растут». Похожие процессы идут в Нью-Йорке, Лондоне и других крупных городах мира – творческая богема отвоевывает заброшенные кварталы, за ними приходят большие деньги и художники-первооткрыватели двигаются дальше.
Свои крупноформатные картины Хуан Медина писал в огромной студии с высокими потолками в бывшей промзоне. Этажом ниже другая фирма выпускала шурупы. Картины хорошо продавались и художник мог позволить себе платить по 800 евро за аренду. Но когда я недавно ему позвонил, он уже бросил свое ателье – потому что оно стало ему не по карману. Вместо этого он купил себе лофт в Берлине. Когда он приезжает в Каталонию, он работает в городке Кадакес на побережье Коста-Бравы к северу от Барселоны. Предвестники художественного авангарда Барселона всегда улавливала модные тенденции раньше других испанских городов. Именно здесь в 1888 году прошла первая всемирная выставка на территории Испании. Именно отсюда молодой Пабло Пикассо отправился в Париж. Именно здесь архитектура и дизайн стали религией уверенной в себе буржуазии, проявившейся в каталонском модернизме. И именно здесь был основан футбольный клуб «Барселона», фанаты которого утверждают, что это больше чем просто клуб. Однако модернизация приходит волнами. В своем бестселлере «Тень ветра» писатель Карлос Руис Зафон пишет о темной стороне Барселоне 1930-х, 1940-х и 1950-х годов. 44-летний писатель вспоминает о своей молодости в Барселоне во времена диктатуры Франко без особой радости. «Уже ребенком я хотел уехать отсюда», говорит он. «Все, что восхищало меня в детстве, находилось в других городах. Все, что мне нравилось в Барселоне, было ужасно старым, будь то архитектура или дизайн. Люди, которые создали все это, умерли 50 лет назад». А настоящее? Настоящее молчало. Поэтому Карлос Руис Зафон уехал в Лос-Анджелес, чтобы стать там писателем-сценаристом. Это было в 1990-е годы, когда Барселона совершила главный прорыв в своей истории – и самый большой рывок в будущее, который когда-либо удавался европейскому городу. После того, как город получил право на проведение летней Олимпиады 1992 года, сюда потекли деньги. Благодаря им стали возможны огромные инфраструктурные проекты. «Барса»: Символ Каталонии На этот раз архитекторы занялись не отдельными кварталами, как это было накануне двух всемирных выставок, а всем городом. Они буквально «развернули» его на 180 градусов, лицом к морю. В бывших заброшенных кварталах на побережье возникли олимпийский порт, пешеходные зоны и километровые пляжи, прямо в черте города. Вместе с новой архитектурой, оживлением прибрежных кварталов и Олимпиадой к жителями города пришло и их утерянное самосознание. Гордость столицы Каталонии, со своим языком – и одной из лучших футбольных команд в мире. Сегодня футбольный клуб «Барселона» строит свой маркетинг именно на выражении каталонской идеологии локального патриотизма. Хотя вся история клуба была и остается космополитичной. «Барселону» основал в 1899 году швейцарец по имени Ганс Гампер. «Барса» быстро стала самовлюбленной и одновременно с этим космополитичной торговой маркой. Вот и сегодня: конечно, клуб должен побеждать, выигрывать матчи и завоевывать кубки и награды, требуют болельщики. Но при этом на стадионе «Ноу Камп» действует неписаный закон: «Барса» должна играть в красивый, атакующий футбол. В такой футбол, который привил команде 20 лет назад ее голландский тренер Йохан Кройф. Тренер удостоился высокой чести, которая выпадает далеко не каждому, кто приезжает сюда и остается, – он стал почетным каталонцем.
Источник: http://www.geo.ru/glavnaya/48-chasov-v-barselone |